23 августа 1942 года архиепископ Тулузы открыто выступил против функционирования нацистских концлагерей, созданных Министерством обороны Франции

23 августа 1942 года архиепископ Тулузы Жюль Салеж приказал прочитать во всех приходах своей епархии пастырское послание под названием «И возвысился Иерусалим», в котором была публично осуждена депортация евреев и иностранцев.

«Письмо Его Превосходительства монсеньора Салежа, архиепископа Тулузского, о человеческой личности, — сообщалось в разосланном обращении. — Мои дорогие братья,
есть христианская мораль, есть человеческая мораль, которая налагает обязанности и признает права. Эти обязанности и права зависят от природы человека. Они от Бога. Мы можем их извратить. Ни один смертный не в силах подавить их.
Независимо от того, относились ли к детям, женщинам, мужчинам, отцам и матерям как к отвратительному стаду, чтобы члены одной семьи были отделены друг от друга и отправлены в неизвестном направлении, наше время было отведено для того, чтобы увидеть это печальное зрелище. Почему право на убежище в наших церквях больше не существует ? Почему мы побежденные ? Господи, помилуй нас. Богоматерь, молитесь за Францию.

В нашей епархии в лагерях Ноя и Рекебеду происходили ужасные сцены. Евреи-мужчины, евреи-женщины. Не все позволено против них, против этих мужчин, против этих женщин, против этих отцов и матерей. Они являются частью человеческого рода. Они наши братья, как и многие другие. Христианин не может этого забыть.
Франция, любимая Родина, Франция, которая несет в сознании всех твоих детей традицию уважения к человеческой личности. Рыцарская и великодушная Франция, я не сомневаюсь, ты не виновата в этих ужасах. Примите, мои дорогие братья, заверения в моей почтительной преданности» »

Жюль-Жеро Салеж, архиепископ Тулузы 13 августа 1942 года

Читайте в следующее воскресенье, без комментариев».

Это письмо должно быть прочитано во всех приходах его епархии, но премьер-министр правительства Виши Пьер Лаваль под предлогом того, что немцы могут поставить под сомнение относительную автономию незанятой французской территории, запретил его публикацию приказом префектуры. Также против распространения этого письма выступил ряд других епископов Франции, например, Франсуа-Луи Овити, епископ Менде. Однако это письмо все же было прочитано священниками во время мессы или во время молитвы.

Концлагерь Рекебеду,о котором шла речь в послании, существовал с февраля 1941 года по сентябрь 1942 года и располагался в муниципалитете Портет-сюр-Гаронна, к югу от Тулузы. В 1941 году в лагере содержалось 739 интернированных, половина из которых были старше 60 лет и страдали от серьезных заболеваний. Зимой 1941-1942 годов от голода, холода и болезней погибло 118 человек, в общей сложности погибло 314 человек, в том числе 254 еврея. Монсеньор Жюль-Жеро Салеж, архиепископ Тулузы активно протестовал против политики в отношении евреев и настаивал на закрытии лагеря.

С сентября 1942 года интернированных постепенно направляли в другие больницы региона, и лагерь прекратил свою деятельность. Лагерь был официально закрыт в октябре 1942 под предлогом того, что он находится слишком близко к Тулузе.

Лагерь Камп-де-Ноэ, площадью 14 гектаров, располагался на территории муниципалитетов Ноэ, Ле-Фога и Мозак, к югу от Тулузы (Верхняя Гаронна).

Оба лагеря были созданы военным министерством Франции для содержания испанских республиканцев и евреев в соответствии с антисемитскими законами Вишистской Франции.

В 1941 году во Франции нашлись люди, которые выступили против нацистского курса правительства своей страны. Только пять из более чем ста епископов публично осудили антисемитские облавы; правительство оказало сильное давление на протест против преследований.

Совместно с ректором Католического университета Тулузы Бруно де Солажем, архиепископ Тулузский помогает защищать многих евреев и республиканцев, помещает их в безопасные места в окрестностях Тулузы. В 1943 году ряд священников католической церкви пытались предоставить поддельные свидетельства о крещении евреев в своих приходах. Мобилизуя различные конгрегации и сети, помощь в епархии и архиепископии Тулузы расширяется: каналы для побега, проезды в Испанию по Пиренейским маршрутам, документы, удостоверяющие личность, поддельные свидетельства о крещении, маскировка молодежи в католических школах и монастырях – все это было французским католическим Сопротивлением фашизму.

17 сентября 2022 года в Соборе Святого Стефана в Тулузе пройдет мемориальная выставка: 1942-2022 гг., письмо, подписанное кардиналом Ж. Г. Салежем.

Балыко Т.А.

Le 23 août 1942, l’archevêque de Toulouse s’oppose ouvertement au fonctionnement des camps de concentration nazis créés par le ministère français de la défense


Le 23 août 1942, l’archevêque de Toulouse Jules Salège ordonna la lecture dans toutes les paroisses de son diocèse d’un message pastoral intitulé «et Jérusalem s’éleva», dans lequel il condamnait publiquement la déportation des Juifs et des étrangers.
«Une lettre de S. E. Monseigneur Salège, archevêque de Toulouse, sur la personnalité humaine», a-t-il indiqué dans un message envoyé. — Mes chers frères.
il y a une morale chrétienne, il y a une morale humaine qui impose des devoirs et reconnaît des droits. Ces devoirs et ces droits dépendent de la nature humaine. Ils viennent de Dieu. On peut les pervertir. Aucun mortel ne peut les réprimer.
Que les enfants, les femmes, les hommes, les pères et les mères soient traités comme un troupeau dégoûtant, que les membres de la même famille soient séparés les uns des autres et envoyés dans une direction inconnue, nous avons eu le temps de voir ce triste spectacle. Pourquoi le droit d’asile n’existe-t-il plus dans nos églises ? Pourquoi sommes-nous vaincus ? Seigneur, aie pitié de nous. Notre-dame, priez pour la France.
Dans notre diocèse, des scènes horribles ont eu lieu dans les camps de Noé et de Requebedou. Les Juifs sont des hommes, les Juifs sont des femmes. Tout n’est pas permis contre eux, contre ces hommes, contre ces femmes, contre ces pères et ces mères. Ils font partie de la race humaine. Ils sont nos frères, comme beaucoup d’autres. Un chrétien ne peut pas l’oublier.
La France, patrie bien-aimée, la France qui porte dans l’esprit de tous vos enfants la tradition du respect de la personne humaine. Une France chevaleresque et généreuse, je ne doute pas que tu n’es pas responsable de ces horreurs. Acceptez, mes chers frères, les Assurances de ma dévotion respectueuse» »
Jules-Jérôme Salège, archevêque de Toulouse le 13 août 1942
Lire dimanche prochain, sans commentaire.»
Cette lettre doit être lue dans toutes les paroisses de son diocèse, mais le premier ministre du gouvernement de Vichy, pierre Laval, sous prétexte que les allemands pourraient remettre en question l’autonomie relative du territoire français inoccupé, a interdit sa publication par arrêté préfectoral. Plusieurs autres évêques de France, comme François-Louis Oviti, évêque de Mende, se sont également opposés à la diffusion de cette lettre. Cependant, cette lettre a toujours été lue par les prêtres pendant la Messe ou pendant la prière.
Le camp de concentration de Requebedou, mentionné dans le message, existait de février 1941 à septembre 1942 et était situé dans la commune de Portet-sur-Garonne, au Sud de Toulouse. En 1941, le camp contenait 739 internés, dont la moitié avaient plus de 60 ans et souffraient de maladies graves. Au cours de l’hiver 1941-1942, 118 personnes sont mortes de faim, de froid et de maladie, pour un total de 314 personnes, dont 254 Juifs. Monseigneur Jules-Jérôme Salège, archevêque de Toulouse, proteste activement contre la politique à l’égard des Juifs et insiste sur la fermeture du camp.
À partir de septembre 1942, les internés ont été progressivement envoyés dans d’autres hôpitaux de la région et le camp a cessé ses activités. Le camp a été officiellement fermé en octobre 1942 sous prétexte qu’il était trop proche de Toulouse.
Le camp de Noé, d’une superficie de 14 hectares, était situé sur le territoire des communes de Noé, les fogues et Mozac, au Sud de Toulouse (haute-Garonne).
Les deux camps ont été créés par le ministère français de la guerre pour contenir les Républicains espagnols et les Juifs conformément aux lois antisémites de la France Vichiste.
En 1941, en France, il y avait des gens qui s’opposaient à la politique nazie du gouvernement de leur pays. Seuls cinq des plus d’une centaine d’évêques ont publiquement condamné les rafles antisémites; le gouvernement a exercé de fortes pressions pour protester contre le harcèlement.
En collaboration avec Bruno de Solage, recteur de l’Université Catholique de Toulouse, l’archevêque de Toulouse contribue à la défense de nombreux Juifs et Républicains, les plaçant dans des lieux sûrs dans les environs de Toulouse. En 1943, un certain nombre de prêtres de l’église catholique ont tenté de fournir de faux Certificats de baptême de Juifs dans leurs paroisses. Mobilisant diverses congrégations et réseaux, l’aide au diocèse et à l’archevêché de Toulouse se développe: canaux d’évasion, voyages en Espagne sur les routes des Pyrénées, documents d’identité, faux Certificats de baptême, déguisement de jeunes dans les écoles et les monastères catholiques – tout cela était une Résistance catholique française au fascisme.
Le 17 septembre 2022, la Cathédrale Saint-Étienne de Toulouse accueillera l’exposition commémorative: 1942-2022, lettre signée par le cardinal J. G. Salège.
Balyko T. A.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *