Своими книгами «Сопротивление во Франции Виши» (1978), «В поисках маки» (1993) и «Французское сопротивление и его наследие» (2022) историк Род Кедвард, скончавшийся 29 апреля 2023 года в возрасте 86 лет, изменил представление о сельской Франции под нацистской оккупацией во время Второй мировой войны.
Интерес Кедварда к “истории снизу” – той, которую переживают обычные люди, а не правительства или лидеры, – побудил его в 1970-х годах принять решение работать в рядах сопротивления и проводить интервью со свидетелями. Это был смелый шаг. Французские коллеги предупреждали о возможности фабрикации и фантазии. Тем не менее он был полон решимости поговорить со свидетелями того времени.
![](http://www.resistance1945.ru/wp-content/uploads/2023/08/098.jpg)
Это было сделано не только для того, чтобы позволить им высказаться самостоятельно, что он обеспечил, включив отрывки из интервью в свои книги, но и для того, чтобы использовать устную историю для обоснования своего подхода к архивным свидетельствам.
Предыдущие историки того периода были склонны сосредотачиваться на городском сопротивлении и предполагать, что сельские районы придерживались режима коллаборационистского правительства Виши Филиппа Петена и поддерживали политику петенистов, которые ценили фермерство и возвращение к сельскому хозяйству. Работа Кедварда показала, что в сельской местности имеются убедительные свидетельства культуры сопротивления.
Опираясь на теорию “карнавала” из антропологии (которая исследует, как установленный порядок может быть перевернут с ног на голову)– Кедвард показал, как маки (банды сельских участников сопротивления) ниспровергли верховенство закона Виши во имя высшей справедливости, чтобы создать “культуру вне закона”.
В книге «Французское сопротивление и его наследие“, например, он рассказывает о ”тестировании» в технике сопротивления, которое ему пришлось пройти в 1972 году, прежде чем ему разрешили взять интервью у участника сопротивления Луи де ла Бардонни: “Он заставил меня украсть объявление с внешней стены местного полицейского участка, прежде чем он согласился говорить, а затем заставил меня положить его обратно”.
Устные истории выявили широкий спектр мотиваций и уровней вовлеченности в сопротивление в зависимости от местоположения участника сопротивления, культуры и индивидуального опыта. Исследование Кедварда о южной Франции привлекло внимание к традициям и фольклору как источникам вдохновения. Участники сопротивления в Севенне, например, связывали свою приверженность восстанию Камизара 18-го века против репрессий Людовика XIV в отношении протестантов, в то время как в соседнем департаменте Од они были мотивированы еретиками-катарами средневековья.
Кедвард также подчеркнул, как женщины использовали традиционные гендерные роли, чтобы замаскировать свою деятельность сопротивления. Их уловка распространять подпольные публикации или перевозить оружие в хозяйственных сумках и детских колясках была настолько эффективной, что они остались незамеченными как в то время, так и впоследствии историками.
Родившийся в Хокхерсте, графство Кент, Род был младшим сыном преподобного Невилла Кедварда, методистского священника, и Нэнси (урожденной Джадж), преподавательницы драматического искусства. Он получил образование в школе Кингсвуд в Бате и изучал историю в Вустерском колледже Оксфорда. Будучи аспирантом колледжа Святого Антония, он увлекся французской историей, и Франция стала его излюбленным местом отдыха. Его любовь к Франции, ее народу и богатству провинции пронизывает все его работы.
В 1962 году историк Аса Бриггс, вице-канцлер Университета Сассекса, пригласил Кедварда присоединиться к первому из новых университетов в качестве преподавателя истории. Он преуспел благодаря волнению, вызванному этим новым междисциплинарным университетом “зеркального стекла” недалеко от Брайтона, который уловил импульс 60-х годов. В своих исследованиях он часто заимствовал модели из антропологии, социологии, литературоведения и киноведения, и его работы проливают свет на то, как история может извлечь выгоду из такого взаимообогащения дисциплин. Он оставался в Сассексе, получив в 1991 году звание профессора истории, до своей отставки в 2002 году.
Не жалея своего времени, Кедвард ободрял поколения ученых. Он был харизматичным и увлекательным оратором, студенты которого аплодировали его лекциям. Коллеги и бывшие студенты стали крепкими друзьями.
Активный член лейбористской партии с анархистскими симпатиями, Кедвард проводил кампанию против репрессий всех видов. В начале 70-х он писал для альтернативной газеты Brighton Voice о таких проблемах, как сквоттинг, антирасизм, права личности и протесты арендаторов. В 1973-74 годах он участвовал в борьбе фермеров Ларзака против расширения военной базы на юго-западе Франции и поддерживал движение за признание окситанского языка южной Франции и ее пограничного региона.
Необычно для британского историка Франции, но работа Кедварда была переведена французами и вызвала восхищение. В 1994 году «В поисках Маки» был удостоен премии Филиппа Вианне за выдающийся вклад в историю сопротивления, а в 2011 году стал командиром ордена пальмовых ветвей Академии за заслуги перед французской культурой.
В 2014 году Кедвард реализовал свое стремление связать французское сопротивление с другими организациями сопротивления, такими как движение за гражданские права, движение против апартеида и диссидентство в коммунистической Восточной Европе, создав Архив свидетельств сопротивления в Университете Сассекса. Кедвард также занимал видное место в Секретной учебной сети времен Второй мировой войны, которая увековечивает память британских героев из Руководства специальных операций.
Семья занимала центральное место в жизни Кедварда. В 1965 году он женился на Кэрол Уимблтон, которая пережила его вместе с их детьми, Джошем и Джесс, и внуками, Изабеллой, Нив, Люсьеном и Руфусом, — сообщается в СМИ.