В Музее сопротивления и депортации департамента Изер, расположенном в г. Гренобль (Musée de la Résistance et de la Déportation à Grenoble), до 3 января 2022 года будет открыта уникальная выставка «Мы больше не будем танцевать», посвященная подпольным танцевальным вечеринкам в период правления режима Виши и генерала Филиппа Петена.
С мая 1940 года и до апреля 1945 года балы во всех их формах на территории Франции были запрещены. Танец, главный досуг французской молодежи межвоенного периода, переживает остановку по причине того, что, согласно идеям режима Виши, он бросает вызов нравственности и добрым нравам.
В ответ на это во Франции в массовом порядке начинают организовываться и проводиться подпольные танцевальные вечеринки.
«Как нарушается запретное? Какую музыку играют? Какие ценности и социальные связи делают непреодолимым желание танцевать?
Эта выставка, впервые представленная в Гренобле, погружает нас в атмосферу подпольных балов и в их историю, благодаря беспрецедентной и коллективной работе, проводимой Центром социальной истории современных миров (CHS), являющимся исследовательским подразделением Парижского университета «Пантеон-Сорбона» и Национального центра научных исследований CNRS, Музеем национального сопротивления в Шампиньи-сюр-Марне и Музеем сопротивления и депортации Изера», — сообщается на сайте музея Изера.
Исследователь Ален Кильевер (Alain Quillévéré) и директор музея сопротивления и депортации Изера Алиса Баффет (Alice Buffet) подчеркивают схожесть между организацией подпольных вечеринок в 1940-1945 гг. и подпольных вечеринок во время текущего коронакризиса в области здравоохранения, который также привел к ограничению социальных контактов и запрету официальных танцевальных мероприятий. При этом Алиса Баффет говорит о том, что никакого умысла в работе музея нет, так как подготовка к выставке началась задолго до начала коронакризиса.
Музей Изера является первым, кто затронул эту малоизвестную тему, настолько, что выставка будет отправлена в путешествие по другим музеям Франции
«Жандармы охотятся на балы в сельской местности с большим или меньшим рвением. Наказание ? Штрафы, в основном. Или, что еще серьезнее, конфискация музыкальных инструментов. Трудно измерить рвение жандармов к охоте на подпольные балы. Что же касается немецких войск, то они, со своей стороны, мало заботятся об этом запрете. Напротив, в Музее есть запись, рассказывающая о конфликте между жандармами Виши и немецкими солдатами: последние не были рады тому, что французские военные пытались закрыть бал.
Являются ли подпольные балы эманацией Сопротивления? — Вовсе нет, — настаивает Алиса. — Если молодые люди иногда выходят из партизан, чтобы пойти на танцы, эти танцы все равно не являются элементом Сопротивления. Но некоторые из вечеринок закончатся реальной военной трагедий, так, как этот было на балу в замке Хабер-Луллин в Верхней Савойе в Рождественский вечер 1943 года, когда немецкая полиция устроила там массовую бойню».
Ждем эту уникальную выставку в России. Хотя бы в московском особняке Посольства Франции, где истории Второй Мировой войны, союзу России и Франции этого периода продолжают уделять должное внимание.